ENG | RUS

home

  КАЗАХСТАН  |  КЫРГЫЗСТАН  |  ТАДЖИКИСТАН  |  УЗБЕКИСТАН

Достижения в области информатизации образования - объективная основа реализации ДО в Казахстане

Нургалиева Г.К., доктор педагогических наук, профессор, директор Республиканского научно-методического центра информатизации образования Министерства образования и науки РК

Государственная политика в области информатизации образования стала определяющей в совершенствования национальной модели образования Республики Казахстан и придала ей особый имидж в мировом образовательном пространстве. Формирование современной информационной культуры выпускников школ и будущих специалистов является важной социально-педагогической задачей, от степени реализации которой в будущем зависит их готовность к созданию новых технологий и определению новой траектории экономического развития государства. Данная задача поставлена в русле закономерных процессов становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся не материальные ценности, а главным образом информация и научные знания, информационные технологии.

За последние четыре года принят целый ряд правительственных документов, регламентирующих данный процесс. 22 сентября 1997 г. была принята Государственная программа информатизации среднего общего образования, учрежденная Указом № 3645 Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева. В 2001 г. была утверждена Межведомственная программа «Интернет - школам». В этом году принята Государственная программа информатизации начального и среднего профессионального образования, ориентированная на профшколы и колледжи. На государственном уровне утверждена концепция информатизации всей системы образования. В настоящее время обсуждается программа и план мероприятий по ее внедрению.

Во всех вышеперечисленных документах определены основные направления информатизации образования - компьютеризация организаций образования; включение в Интернет; развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступность образовательной информации всем субъектам образовательного процесса; внедрение информационной системы управления образованием (ИСУО); разработка отечественных программных средств учебного назначения на основе современных информационно-коммуникационных и объектно-ориентированных технологий; создание национального учебного телевидения и развитие сети школьных телевизионных технических центров; внедрение дистанционной формы обучения на всех уровнях системы образования, подготовка и переподготовка педагогических кадров по использованию и внедрению новых информационных технологий. Однако этот процесс носит нелинейный характер, решение одних задач является базой для реализации других.

Первоочередным, безусловно, является компьютеризация школ и решение задачи формирования компьютерной грамотности школьников. Правительство ознаменовало начало нового учебного года - года 10 летнего юбилея независимого Казахстана 100 % компьютеризацией школ. Все школы республики оснащены компьютерами в соответствии с модулями: полные средние школы 14+1 или 10+1; неполные средние школы 5+1 и мало комплектные школы 2+1 Часто СМИ иронизируют ситуацию компьютеризации сельских, особенно малокомплектных школ. Действительно во многих селах часто не бывает света и подготовленных учителей в области новых технологий обучения. Но ведь это локальная ситуация, которая со временем будет решаться и мы не можем ориентироваться на частные случаи и ставить под сомнение в целом программу компьютеризации в республике. Тысячи других сельских школ живут в режиме развития и активно овладевают достижениями компьютерной техники. Перспектива в области компьютеризации школ ориентирована на постоянное обновление компьютерного парка и достижение такой реальности, когда на один компьютер приходилось бы не 64 ученика, как сейчас, а, наоборот, на одного ученика - 6 компьютеров. Это означает широкое подключение компьютеров к изучению всех школьных предметов через программные средства учебного назначения, авторами и разработчиками которых будут сами учителя. Учитель был и будет главной фигурой в школе, его эмоциональное слово, живое общение останутся самым действенным фактором формирования личности. Но на помощь учителю, как собственно и в других сферах профессиональной деятельности, придет современная техника, которая освободит его от рутинности педагогической деятельности и сделает возможным обучение каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей с ориентацией только на высокое качество обучения и объективность знаний. Нет детей, которые хотят учиться на тройки, чаще всего это результат отсутствия индивидуальной работы с ними. Поэтому, компьютеризация образования становится реальным и действенным механизмом реформирования образования, в которой меняется характер отношений субъектов образовательного процесса, в школу «приходит» технология, основным критерием которой является воспроизводимость заданного результата. Но этот процесс долговременный, зависит от осознания учителем всей цепочки его функциональных обязанностей и положительного отношения к происходящим явлениям. Очень много зависит от педагогической науки, потому что весь пласт традиционных педагогических проблем актуализируется в новых педагогических условиях вхождения отечественной системы образования в мировое образовательное пространство.

Педагогическая наука находится на новом уровне своего развития, когда наметилась интеграция информатики и педагогики, требующая как осмысления закономерностей педагогического процесса в условиях НИТ, так и создания современной наукоемкой педагогической продукции, способной обеспечить педагогический процесс информатизации образования.

Одним из ведущих направлений информатизации образования является создание условий для работы школьников в сети Интернет. В настоящее время подключены к сети Интернет более 600 школ. В первую очередь, это школы, имеющие линии связи. Практически все подключения происходят в режиме «dial up» по коммутируемому соединению. В зависимости от состояния линии и типа модемов данная связь обеспечивает скорость передачи данных от9 6 до 36 кбит/сек, что позволяет работать в ознакомительном режиме. ОАО «Казахтелеком» развернута сеть «Казахстанский Интернет», в которой учащиеся и студенты имеют возможность получать доступ к Web-ресурсам Казахстана по сниженным тарифам. Однако анализ работы школ, подключенных к сети Интернет, показывает, что подавляющее большинство школ практически не работают в глобальной сети (в некоторых областях до 85%), а у пользующихся этой услугой «Казахстанский Интернет», по данным «Казахтелекома», не вызывает интереса и составляет очень незначительный процент. Одной изглавных причин, на наш взгляд, является все же стоимость и пропускная способность выделенных линий. Поэтому энтузиасты в области информатизации образования, в частности, Алматинский детский Интернет центр (А.П.Никулыпин) предлагает школам пользоваться «интернет-срезами» по тематически собранным материалам. При таком подходе сохраняется технология работы с Интернет и происходит одноразовая оплата услуг. С одной стороны, это значительно бы расширило возможности школьных библиотек и сделалодоступным работу в глобальной сети с целью поиска, накопления и хранения продуктивной информации. С другой - обеспечило бы режим ограниченного доступа школьников в Интернет, что является актуальной педагогической проблемой. Педагогическая наука могла бы провести не одно исследование в данной области и выстроить программу ценностного ориентирования школьников в глобальном мире информации, приобщить детей к технологиям, которые дают им общаться со своими сверстниками по всему миру, искать и получать информацию, следить за тенденциями, происходящими в экономике и политике, заочно путешествовать и обозревать мировые шедевры.

Пользуясь услугами Интернет, сегодня в школе можно выстроить современную культурологическую программу воспитания школьников. Развитие информационных технологий создает реальные возможности для создания электронных энциклопедий, справочников и архивов произведений культуры, в которых электронные копии этих произведений размещаются на высоконадежных компьютерных носителях информации и в сетевом режиме могут стать доступными многочисленным удаленным пользователям. Возможности данного направления развития информационных технологий настолько многообещающи, что культурологи вполне обоснованно говорят о зарождении нового направления в области культуры - экранной культуры. Очень важно, чтобы это направление нашло свое достойное отражение и в сфере гуманитарного и профессионально-педагогического образования, а ее педагогические возможности были исследованы докторантами и аспирантами.

Одним из ведущих направлений Государственной программы информатизации системы среднего образования является разработка и внедрение информационной системы управления средним образованием.

В настоящее время завершена разработка 1-й фазы проекта ИСУО, в результате которой автоматизирован ввод данных из областных департаментов образования в МОН РК по 10 подсистемам.

Развитие и сопровождение ИСУО предполагает создание новых подсистем в соответствии с развивающейся концепцией национальной модели образования.
2 фаза ИСУО направлена на обеспечение информационной системы управления между МОН РК - областными департаментами образования -районными (городскими) отделами образования - организациями образования (школами). Министерство предполагает проведение пилотных проектов в двух-трех областях. По результатам этих проектов можно активно внедрять их в остальные области.

Важность данного направления программы информатизации образования бесспорна. Однако ее развитие зависит не только от линий связи, что важно в первую очередь, но и от степени разработанности методики педагогического мониторинга каждой создаваемой подсистемы. Пока ИСУО направлено на срез статистической информации, в перспективе это может способствовать проведению глубокого педагогического мониторинга системы образования в соответствии с научно-обоснованными индикаторами ее развития. Если быть до конца честными, то педагогическая наука никогда не имела такого мощного автоматизированного механизма для проведения мониторинга и диагностики, соответствующего критериям валидности и репрезентативности. А это означает, что в нашей стране созданы объективные условия для развития таких важных отраслей педагогической науки, как педагогическая квалиметрия и диагностика. Диапазон этих отраслей гораздо шире тех 10 подсистем, которые сегодня заложены в программе ИСУО. Имеющиеся данные необходимы для управленцев системы образования, это статистические данные, позволяющие анализировать большие массивы и принимать правильные управленческие решения. И это оправдано хотя бы потому, что они снимают рутинную работу. Но концепция развития ИСУО должна идти от педагогической науки. ИСУО - это база данных по всему спектру индикаторов развития образования и показателей развития современных школьников. Любая фундаментальная педагогическая наука ориентирована на анализ закономерностей, проявляющихся как тенденции. Но можно ли о них говорить вне современных автоматизированных технологий, основанных на достижения компьютерной и электронной техники? Любое прикладное исследование связано с констатирующим этапом, направленным на массовое изучение анализируемого явления. ИСУО - надежное средство диагностики и мониторинга, его авторы в лице базовиков, инструментальщиков решают технические задачи, а управленцы системы образования педагогически грамотно формулируют задачи для программирования. Таким образом, ИСУО является предметом взаимодействия многих сторон.

В целом программа информатизации многоаспектная, другие ее направления нами более подробно представлены в статьях по педагогическим технологиям конструирования электронных учебников и развитию дистанционного обучения в сельской школе в этом же сборнике.

Развитие информатизации образования зависит от уровня сформированности информационных ресурсов (оснащения учебно-образовательных серверов, базы данных, базы знаний) и от качества программных средств учебного назначения.

Отличительными признаками новых информационных технологии обучения являются специфическая среда, в которой она осуществляется, и связанные с ней компоненты: техническая (вид используемой техники), программно-технологическая (программные средства); организационно-методическая (организация учебного процесса), предметная область знаний

Программное обеспечение можно разделить на шесть классов:

  1. Контролирующие и тестирующие программы

  2. Программы-тренажеры.

  3. Информационно-справочные системы.

  4. Моделирующие программы

  5. Электронные учебники

  6. Мультимедийные программы

У нас наибольшее распространение получили электронные учебники, которые являются автоматизированным процессом обучения при руководящей роли учителя-автора программы. Электронные учебники представляют собой не автоматическую копию обычных учебников, а открытую развивающуюся методическую систему, как для учащихся, так и для учителей, основанную на принципах мобильности и гибкости. В школах уже учатся по 22 отечественным электронным учебникам. В системе вузовского образования есть комплекты электронных учебников по англоязычным предметам (КазГУМОиМЯ) и по специальности «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» (КазНТУ). Открываются электронные читальные залы. Они уже есть в Костанайском и Уральском педагогическом колледжах, в Кызылординском гуманитарном колледже и областной библиотеке. Первый электронный читальный залы был открыт три года тому назад в КазГУМОиМЯ им. Абылай хана (ректор, академик С.С. Кунанбаева). Сегодня в электронном читальном зале посещаемость только одного электронного читального зала в месяц составляет 600 человек.

Для Казахстана, где более половины школ являются сельскими и малокомплектными, электронные учебники могли бы способствовать повышению качества успеваемости школьников, сделав доступными общение, прежде всего,
сельских школьников с лучшими учителями и ведущими учеными страны в условиях дистанционной формы обучения.

Как свидетельствует мировой опыт, эта форма достаточно продуктивная для учащихся отдаленных малокомплектных школ и желающих получить дополнительное профессиональное образование.

Республиканскому научно-методическому центру информатизации образования (РЦИО) делегировано право проведения пилотного проекта «Дистанционное обучение в сельских школах» Института ЮНЕСКО. Из 180 государств - членов ЮНЕСКО только в 34 государствах и, в том числе в 6 государствах СНГ созданы «focal point» (опорные точки) Института ЮНЕСКО для включения в широкомасштабные исследования по развитию педагогических возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании.
Мы возлагаем большие надежды на то, что включение наших сельских школ в систему дистанционного обучения обеспечит развитие в целом научно-педагогического осмысления данного процесса, позволит правильно определить ориентиры практического поиска и подготовки педагогических кадров, о чем мы планируем постоянно информировать Вас, дорогие читатели.

В реализации информатизации образования существенную роль играет создание Спутникового канала дистанционного обучения.

Широкие возможности телевидения в предоставлении учебной информации особенно в отдаленные и малонаселенные пункты чрезвычайно актуальны. Они способствуют тому, что передовые педагогические методики, работы видных ученых и практиков, а также фонды музеев, библиотек и архивов становятся доступны всем желающим без ограничения, независимо от расстояния.

С 27 ноября по 27 декабря РЦИО совместно с ЗАО «КАТЕЛКО» и Академией искусств провел безвозмездную акцию, направленную на актуализацию идеи национального учебного телевидения.

Мониторинг зрительского мнения свидетельствует о необходимости создания НУТВ: 99,6 % позвонивших телезрителей высказались за создание учебного телевидения в Казахстане. Преобладают телезрители из сельских районов, неизбалованные телевещанием. 56 % позвонивших были из сельской местности и глубинки Казахстана и 44 % - из городов. Учителя всех классов остро нуждаются в помощи учебного телевидения. Оно значительно влияет на качество проведения уроков и информатизацию процесса обучения. Поэтому вопрос о создании республиканского банка учебных видеофильмов и школьных телевизионных технических центров является актуальным и отвечающим потребностям системы образования.

Одним из условий эффективной реализации информатизации образования является научно-теоретическое осмысление, направленное на прогнозирование развития данного процесса. В педагогической науке наметились определенные тенденции в области исследований проблемы информатизации образования.

Основным направлением педагогических исследований является информатизация процесса обучения, Интенсивно исследуются проблемы конструирования электронных учебников по англоязычному образованию (С.С.Кунанбаева). Проведены педагогические исследования по принципам конструирования электронных учебников (А.И.Тажигулова), по изучению влияния электронных учебников на освоение знаний по теории и методике обучения иностранным языкам (Д.Сагимбаева) и формирование страноведческой компетенции студентов (Ж.Тусельбаева). В настоящее время ведутся исследования по информатизации агроинженерного и экономического образования.

Выявлена зависимость между уровнем конструирования электронных учебников и степенью научно-теоретического осмысления методики обучения учебным дисциплинам в различных областях предметных знаний.

Второе направление связано с вопросами информатизации воспитательного процесса: воздействие информационных технологий на сознание и здоровье человека (Б.Б.Бурибаев, Р.М.Дузбаева); компьютерной диагностики профессионально-ценностных ориентации личности (Г.Б.Ахметова); информатизация валеологического образования (А.С.Имангалиев), информатизация культурологического образования (М.Х.Балтабаев); информатизация профессионально-экономического ориентирования личности (А.Х.Накпаева).

Третье направление - информатизация процесса научных исследований связано с вопросами создания информационной базы данных по развитию научных специальностей и наук. Институт информатики и управления Национальной Академией наук Республики Казахстан проводятся работы по автоматизации научных исследований (М.Б.Айдарханов). Самостоятельным направлением является разработка и внедрение в эксплуатацию информационно-вычислительной системы аттестации научных кадров (САНК) в ВАКе РК. В педагогике созданием базы данных проведенных педагогических исследований по восьми научным специальностям занимается Н.М.Сагитова.

Таким образом, информатизация образования интенсивно развивается как на практике, так и в педагогической теории. Нас радует и мы гордимся тем, что информатизация образования реально осуществляется и определяет горизонты развития педагогической науки и практики, дает нашим школьникам и студентам выйти в открытое информационное пространство, прикоснуться к сокровищнице мировых достижений в области образования и науки.

ОБЩАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
МЕРОПРИЯТИЯ
ДОКУМЕНТЫ
ODL САЙТЫ