ENG | RUS

home

  КАЗАХСТАН  |  КЫРГЫЗСТАН  |  ТАДЖИКИСТАН  |  УЗБЕКИСТАН

Результаты работы по проекту.

Куфлей Ольга Владимировна, 
руководитель группы информационного обучения ИИМОП КНУ

1. При подготовке отчетного документа по проекту «Усиление сетей дистанционного образования в Центральной Азии» был проведен анализ  исследований, которые обозреваваются российскими и зарубежными исследователями  существующих моделей ДО различного целевого назначения и раскрывающие различные аспекты ДО с целью выработки рекомендаций для вузов КР, а также приведены конкретные примеры реализации моделей в КР:

  • Рассмотрена модель организации учебного процесса в отдельном образовательном учреждении.
     
    В качестве примера  описана система ДО сети @
    DESK ИИМОП КНУ, которая  разработана с использованием Web/Db - технологий и мультимедиа ( http://www.do.it.kg ):

  • приведены ее составные элементы, используемые технологии обучения;

  • описаны преимущества сети @DESK.

    • Рассмотрена  модель организации распределенного учебного процесса в объединенных образовательных учреждениях в Кыргызстане на примере Международного университета Кыргызстана.
  1. Проведенный анализ опыта вузов Кыргызстана по внедрению технологий дистанционного обучения показывает следующее:
  • Среди  учреждений КР, анонсирующих дистанционную форму получения высшего образования, наиболее разработанную методическую систему дистанционного обучения демонстрируют, на наш взгляд, ИИМОП КНУ, МУК,  где имеются учебно-методические комплексы дистанционного обучения по ряду специальностей, которые разработаны на основе синтеза Web-технологий, on-line форума, list-сервера, чата, электронной почты и видеоконференций и есть  удаленный доступ студентов к образовательным ресурсам в сети, используются онлайн-курсы.

  • Система дистанционного образования студентов, основанная на Интернет – технологиях, в большинстве вузов не сформирована, используется в основном традиционная форма заочного обучения. Требуется время для создания организационно-научных, материально-технических, кадровых, психологических и финансовых условий для создания базовых элементов системы ДО в вузах.

3.  Анализ нормативной базы выявил следующее:

  • Концепция становления Единой Системы ДО в Кыргызстане отсутствует.

  • Не ведется  разработка комплексных программ развертывания и функционирования корпоративных систем ДО в высшей школе.

  • Недостаточное внимание к развитию нормативно-правовой базы информатизации образования.

  •  В то же время в КР приняты законы, имеющие фундаментальное значение для развития единого информационного пространства  и для формирования и эффективного использования информационных ресурсов для реализации права каждого на доступ к информации.

  •  Особым вопросом является, применение терминов в указанных нормативных актах в сфере информатизации. Нет единообразного применения терминов, что приводит к различным толкованиям одних и тех же норм законодательства. 

4.      Анализ образовательных информационных ресурсов показал:

  • Конкретная оценка состояния работ по  ИР должна основываться на выявлении степени соответствия количества и качества информационных ресурсов и информационных услуг потребностям общества (прежде всего, преподавателей, студентов, научных работников, организаторов образования и науки).
    Мониторинг подобного соответствия в Кыргызстане отсутствует.

  • БД и БЗ учебного и научного назначения, разработанные в ВУЗах, обычно являются документальными и/или фактографическими и реализованы для пользователей локальных вычислительных сетей ВУЗа.

  • Функционирующие в вузах БД  не сертифицированы, что затрудняет их использование где-либо помимо места разработки.

  • По существу, на начальном этапе находятся работы по созданию БД с удаленным доступом.

  • В целом разрабатываемые ВУЗами в инициативном порядке БД и БЗ (Американский университет Центральной Азии, Международный университет Кыргызстана, Институт международных образовательных программ, Технический университет Кыргызстана, Бишкекский гуманитарный университет)   учебного и научного назначения содержат справочную, репродуктивную информацию, необходимую для обеспечения этих видов деятельности.

  • К числу плохо решаемых проблем здесь относятся недостатки в техническом оснащении ВУЗов.

  • Каждый ВУЗ, как правило, сам с “нуля” ведет разработку своей АСУ, так как отсутствуют инвариантные системы, настраиваемые на условия и специфику конкретных вузов.

  • Освоение электронных учебных курсов и изучение дисциплин в целом по республике находится на начальной стадии. Серьезная работа проводится в ИИМОП, МУКе, в Техническом университете.

  • Компьютерное тестирование знаний в вузах используется достаточно широко.

  • Анализ данных по 26 основным вузам показал, в среднем в вузе имеется до15 электронных учебных пособий разного уровня. Имеется большой разброс в уровне – от простейших электронных копий до мультимедийных электронных учебных курсов.

  • Унификация требований отсутствует.

  • Желательно более детальное обследование образовательных учреждений с целью систематизации и классификации учебных заведений по количественным и качественным характеристикам относительно используемых информационных ресурсов с применением разработанных методик, касающихся эффективности, влияния и педагогической адекватности в применения ИКТ в дистанционном образовании.

Выводы:

1. Создание единой, глобальной системы ДО на современном этапе развития образовательной системы КР затруднено из-за отсутствия

  • соответствующего финансирования для ее реализации;

  • единой концепции становления системыДО;

  •  нормативно- правовой базы.

2. Создание мобильной образовательной среды за счет использования дистанционных технологий возможно в отдельных образовательных учреждениях с целью  проведении  реальной образовательной поддержки в том объеме и теми техническими средствами, которые соответствуют  возможностям как вуза, так и получателей поддержки.

3. Ни в коей мере не умаляя значимости работ по разработке конкретных программ дистанционного обучения, мы в то же время убеждены, что такой подход к решению проблемы в целом, когда внимание концентрируется на дистанционных формах обучения студента, реализуемых "поверх", "мимо" не подготовленного к телекоммуникационному общению организаторов ДО, преподавателя вуза, в отсутствии развитой системы образовательной поддержки, базы знаний для лиц, принимающих решения при организации системы ДО - такой подход встретит в процессе реализации немалые трудности.   

4. Внедрение системы ДО в образовательную среду вузов КР возможно как поэтапный процесс, в ходе которого происходит планомерное и скоррелированное во времени развитие ресурсов как обучающей стороны (кадры, методология обyчения, телекоммуникационная инфраструктура) и потенциальных рецепиентов.

5. Необходима разработка методологии оценки состояния работ по ИР, а также разработка  мониторинга соответствия ИР, что позволяет унифицировать требония к создаваемым в вузах ИР.

6. Необходима работа по созданию  базы знаний в области использования ИКТ в дистанционном образовании и подготовка персонала по его использованию.

ОБЩАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
МЕРОПРИЯТИЯ
ДОКУМЕНТЫ
ODL САЙТЫ