Результаты
работы по проекту.
Куфлей Ольга
Владимировна,
руководитель группы
информационного обучения ИИМОП
КНУ
1. При
подготовке отчетного документа
по проекту «Усиление сетей
дистанционного образования в
Центральной Азии» был проведен
анализ исследований,
которые обозреваваются
российскими и зарубежными
исследователями
существующих моделей ДО
различного целевого назначения и
раскрывающие различные аспекты
ДО с целью выработки рекомендаций
для вузов КР, а также приведены
конкретные примеры реализации
моделей в КР:
-
Рассмотрена
модель
организации учебного процесса
в отдельном образовательном
учреждении.
В качестве примера описана система ДО сети @ DESK ИИМОП КНУ,
которая разработана
с использованием Web/Db
- технологий и мультимедиа ( http://www.do.it.kg
):
-
приведены
ее составные элементы,
используемые технологии
обучения;
-
описаны
преимущества сети @DESK.
- Рассмотрена
модель
организации распределенного
учебного процесса в
объединенных образовательных
учреждениях в Кыргызстане на
примере Международного
университета Кыргызстана.
- Проведенный
анализ опыта вузов Кыргызстана
по внедрению технологий
дистанционного обучения
показывает следующее:
-
Среди
учреждений КР, анонсирующих
дистанционную форму получения
высшего образования, наиболее
разработанную методическую
систему дистанционного
обучения демонстрируют, на
наш взгляд, ИИМОП КНУ, МУК, где имеются
учебно-методические комплексы
дистанционного обучения по
ряду специальностей, которые
разработаны на основе синтеза
Web-технологий, on-line форума, list-сервера,
чата, электронной почты и
видеоконференций и есть
удаленный доступ студентов
к образовательным ресурсам в
сети, используются онлайн-курсы.
-
Система
дистанционного образования
студентов, основанная на
Интернет – технологиях, в
большинстве вузов не
сформирована, используется в
основном традиционная форма
заочного обучения. Требуется
время для создания
организационно-научных,
материально-технических,
кадровых, психологических и
финансовых условий для
создания базовых элементов
системы ДО в вузах.
3.
Анализ нормативной базы
выявил следующее:
-
Концепция
становления Единой Системы ДО в
Кыргызстане отсутствует.
-
Не
ведется разработка комплексных программ
развертывания и
функционирования
корпоративных систем ДО в
высшей школе.
-
Недостаточное внимание к
развитию нормативно-правовой
базы информатизации
образования.
-
В
то же время в КР приняты законы,
имеющие фундаментальное
значение для развития единого
информационного пространства
и для формирования и
эффективного использования
информационных ресурсов для
реализации права каждого на
доступ к информации.
-
Особым
вопросом является, применение
терминов в указанных
нормативных актах в сфере
информатизации. Нет
единообразного применения
терминов, что приводит к
различным толкованиям одних и
тех же норм законодательства.
4.
Анализ образовательных
информационных ресурсов показал:
-
Конкретная
оценка состояния работ по ИР должна основываться на
выявлении степени соответствия
количества и качества информационных
ресурсов и информационных
услуг потребностям общества (прежде
всего, преподавателей,
студентов, научных работников,
организаторов образования и
науки).
Мониторинг подобного
соответствия в Кыргызстане
отсутствует.
-
БД и БЗ
учебного и научного назначения,
разработанные в ВУЗах, обычно
являются документальными и/или
фактографическими и
реализованы для пользователей
локальных вычислительных сетей
ВУЗа.
-
Функционирующие
в вузах БД не
сертифицированы,
что затрудняет их
использование где-либо помимо
места разработки.
-
По
существу, на начальном этапе
находятся работы по созданию БД
с удаленным доступом.
-
В целом
разрабатываемые ВУЗами в
инициативном порядке БД и БЗ (Американский
университет Центральной Азии,
Международный университет
Кыргызстана, Институт
международных образовательных
программ, Технический
университет Кыргызстана,
Бишкекский гуманитарный
университет)
учебного и научного
назначения содержат справочную,
репродуктивную информацию,
необходимую для обеспечения
этих видов деятельности.
-
К числу
плохо решаемых проблем здесь
относятся недостатки в
техническом оснащении ВУЗов.
-
Каждый
ВУЗ, как правило, сам с “нуля”
ведет разработку своей АСУ, так
как отсутствуют инвариантные
системы, настраиваемые на
условия и специфику конкретных
вузов.
-
Освоение
электронных учебных курсов и
изучение дисциплин в целом по
республике находится на
начальной стадии. Серьезная
работа проводится в ИИМОП, МУКе,
в Техническом университете.
-
Компьютерное
тестирование знаний в вузах
используется достаточно широко.
-
Анализ
данных по 26 основным вузам
показал, в среднем в вузе
имеется до15 электронных
учебных пособий разного уровня.
Имеется большой разброс в
уровне – от простейших
электронных копий до
мультимедийных электронных
учебных курсов.
-
Унификация
требований отсутствует.
-
Желательно
более детальное обследование
образовательных учреждений с
целью систематизации и
классификации учебных
заведений по количественным и
качественным характеристикам
относительно используемых
информационных ресурсов с
применением разработанных
методик, касающихся
эффективности, влияния и
педагогической адекватности в
применения ИКТ в дистанционном
образовании.
Выводы:
1.
Создание единой, глобальной
системы ДО на современном этапе
развития образовательной системы
КР затруднено из-за отсутствия
-
соответствующего
финансирования для ее
реализации;
-
единой
концепции становления
системыДО;
-
нормативно-
правовой базы.
2. Создание
мобильной образовательной среды
за счет использования
дистанционных технологий
возможно в отдельных
образовательных учреждениях с
целью проведении
реальной образовательной
поддержки в том объеме и теми
техническими средствами, которые
соответствуют
возможностям как вуза, так и
получателей поддержки.
3.
Ни в коей мере не умаляя
значимости работ по разработке
конкретных программ
дистанционного обучения, мы в то
же время убеждены, что такой
подход к решению проблемы в целом,
когда внимание концентрируется
на дистанционных формах обучения
студента, реализуемых "поверх",
"мимо" не подготовленного к
телекоммуникационному общению
организаторов ДО, преподавателя
вуза, в отсутствии развитой
системы образовательной
поддержки, базы знаний для лиц,
принимающих решения при
организации системы ДО - такой
подход встретит в процессе
реализации немалые трудности.
4.
Внедрение системы ДО в
образовательную среду вузов КР
возможно как поэтапный процесс, в
ходе которого происходит
планомерное и скоррелированное
во времени развитие ресурсов как
обучающей стороны (кадры,
методология обyчения,
телекоммуникационная
инфраструктура) и потенциальных
рецепиентов.
5.
Необходима разработка
методологии оценки состояния
работ по ИР, а также разработка
мониторинга соответствия ИР,
что позволяет унифицировать
требония к создаваемым в вузах ИР.
6.
Необходима работа по созданию
базы знаний в области
использования ИКТ в
дистанционном образовании и
подготовка персонала по его
использованию.
|
|