ENG | RUS

home

  КАЗАХСТАН  |  КЫРГЫЗСТАН  |  ТАДЖИКИСТАН  |  УЗБЕКИСТАН

Доклад  Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании на Круглом столе,  посвящённом  обсуждению результатов проекта ЮНЕСКО  
«Усиление развития  сетей дистанционного образования в Центральной Азии»

О взаимодействии  Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании и государств-участников СНГ в области дистанционного образования

 

Мороз Владимир Константинович,  
Координатор программ  ИИТО ЮНЕСКО по сотрудничеству со странами  СНГ

29 марта 2003 года, г. Алматы

Уважаемые коллеги!

Позвольте, прежде всего, поблагодарить Региональное  Бюро ЮНЕСКО по Казахстану, Кыргызстану и Таджикистану  за организацию Круглого стола,  посвящённого  обсуждению результатов проекта ЮНЕСКО «Усиление развития  сетей дистанционного образования в Центральной Азии».

Эта встреча, надеюсь,  позволит нам рассмотреть возможные формы и содержание сотрудничества государств Центральной Азии в области дистанционного обучения, и в целом, в сфере применения информационных  и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании,  создающих максимальные возможности для международного сотрудничества и кооперации.

Проблема дистанционного обучения для нашего проекта была выбрана не случайно, поэтому особо хотелось остановиться на тех причинах, которые обусловили  необходимость  направления усилий ИИТО ЮНЕСКО и его опорных  пунктов в Республиках Центральной Азии на решение проблем дистанционного обучения.

Сегодня реально защищенным в социальном отношении может быть лишь широко-образованный человек. Является фактом то, что социальная безопасность в Информационном может быть гарантирована только всесторонне образованной личности, способной гибко перестраивать направление и содер­жание своей деятельности в связи со сменой технологий или требований рын­ка. Это объясняется специфическими условиями экономического развития в Информационном обществе  и новым пониманием социальной безопасности.

Дистанционное образование есть средство обеспечения доступа к непрерывному  обучению и получению образования, необходимого  для успешного  участия всех социальных групп населения  в Информационном обществе.

Специфика системы образования, включающей дистанционное образование,  должна проявляться в ее способно­сти не только вооружать знаниями обучающегося, но и формировать потреб­ность в непрерывном и самостоятельном овладении ими, развивать умения и на­выки самообразования.

Появление Интернет и современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий дают основание сегодня говорить о реальной возможности создания глобальной системы дистанционного образования, позволяющей  обеспечивать эффект непосредственного об­щения между преподавателем и обучаемым, независимо от того, на каком физичес­ком расстоянии они находятся друг от друга, что всегда было преимуществом и отличительной чертой очного обучения,.

Становление и последующее разви­тие системы дистанционного образования должно привести к созда­нию электронных библиотек и учебных заведений распределенного типа, которые обеспечат реальную основу формирования единого образователь­ного пространства, в том числе для тех его членов, которые по тем или иным причинам лишены свободного доступа к образованию.

Важно отметить, что развитие ИКТ  и использование их для дистанционного обучения влечет за собой и возникновение новых образовательных концепций, появление новых ресурсов и формирование новых взаимоотношений между учащимися и преподавателями.

Приходится  по    новому взглянуть на  вопросы педагогики и дидактики,  на эффективность учебного процесса, всё более важными становятся различные аспекты, связанные с экономикой знаний и их коммерциализацией, а также проблемы государственного регулирования системы образования.  

Среди основных проблем, с которыми наши коллеги из стран СНГ встречаются при решении задач дистанционного образования,  являются следующие:

  • языковая проблема,

  • разница по времени на больших территориях,

  • выработка  приоритетов в ситуациях, когда национальные  традиции могут существенно  отличаться,

  • научные, экономические, правовые и организационные проблемы создания электронных учебников,

  • качество учебных курсов и  программного обеспечения,

  • подготовка и переподготовка тьюторов,

  • проблема телекоммуникаций и стандартов,

  • решение вопросов о том, кому, какие и  где предоставлять  учебные курсы,

  • проблемы эквивалентности учебных курсов и признания уровней  дистанционного образования классическими университетами и т.д.

Накопленный опыт показал, что интеграционные процессы в области дистанционного обучения,  в значительной степени, определяются уровнем развития образования в различных странах, возможностями взаимного обмена образовательными программами и технологиями, наличием общего информационного пространства и телекоммуникационных сетей..

Хотелось бы отметить, что ЮНЕСКО и ИИТО, в частности,  уделяют особое внимание необходимости интегрирования ИКТ в современное образование, дальнейшему использованию ИКТ для укрепления национального потенциала, а также превентивным мерам, позволяющим избежать усиления неравенства между странами в отношении их доступа к знаниям и ИКТ. 

Утверждая  Устав ИИТО, Генеральная конференция ЮНЕСКО определила, что одна из основных функций Института заключается в содействии разработке региональных программ ЮНЕСКО по применению ИКТ в образовании во всех государствах-членах и, в частности, в государствах-участниках Содружества Независимых Государств.  

Во время визита в Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Генеральный директор ЮНЕСКО  Коитиро Мацуура,  одним из важнейших  приоритетов Института также назвал сотрудничество с Содружеством Независимых Государств.

В  Париже 10 февраля 2003года  состоялась встреча Президента Российской Федерации Владимира Путина и Генерального Директора ЮНЕСКО Коитиро Мацууры, на которой  обсуждались вопросы сотрудничества Российской Федерации и ЮНЕСКО. 

Президент Российской Федерации сообщил Генеральному Директору ЮНЕСКО о желании ряда государств-участников СНГ разрабатывать с ЮНЕСКО совместные региональные проекты в области образования, науки и культуры.  Господин Мацуура поддержал это предложение, отметив ведущую роль, которую мог бы сыграть в этой связи Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании в Москве.

Выполняя свои уставные задачи, Институт установил тесные контакты с Национальными комиссиями по делам ЮНЕСКО, Министерствами образования, с Советом по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ.  Решением этого Совета от 13 января 2000 года Институту ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании придан статус наблюдателя Совета, что позволяет Институту работать в регионе по совместному с Советом плану действий.

Институт использует также еще один механизм взаимодействия с государствами-членами ЮНЕСКО, а именно сеть национальных опорных пунктов по сотрудничеству с ИИТО, создаваемых  по решению Национальных комиссий по делам ЮНЕСКО и Министерств образования на базе организаций, профессионально занимающихся разработкой проблем и практическим применением ИКТ в образовании.  В настоящее время такие опорные пункты созданы в 34 странах мира, в том числе в десяти государствах-участниках СНГ. Это Азербайджан, Армения, Беларусь,  Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская  Федерация, Таджикистан и Украина.

Через сеть национальных опорных пунктов идет обмен информацией,  ведется  поиск партнеров по проектам  и устанавливаются контакты не только между Институтом и отдельными странами, но и между государствами-членами ЮНЕСКО

Созданная   в большинстве стран  СНГ, в соответствии с решениями   Правительств и Национальных Комиссий по делам ЮНЕСКО,  международная  сеть национальных  опорных пунктов по сотрудничеству с ИИТО  позволяет Институту  эффективно  осуществлять программную деятельность во всех  областях  его компетенции и выполнять функции международного  центра по сбору,  анализу  и  распространению информации  в области использования  ИКТ в  образовании.  

ИИТО стремится максимально использовать в интересах государств-участников СНГ накопленный самим Институтом и задействованный им мировой потенциал в области применения ИКТ в образовании. А это немало. В полутора десятках долгосрочных проектов ИИТО по крупнейшим проблемам в этой области принимают участие более 100 экспертов – ведущих ученых и практиков из 43 стран мира. Результаты исследований Институт передает странам СНГ в виде публикаций, представляет на конгрессах, конференциях, выставках, как проводимых в странах СНГ, так и организуемых Институтом, например, на ежегодной Международной конференции-выставке «Информационные технологии в образовании».

В целях выполнения программы « Образование для всех », принятой в Дакаре на Всемирном  форуме по образованию в 2000 году, ИИТО ЮНЕСКО осуществляет выполнение ряда  международных проектов, в том числе, по проблематике  дистанционного обучения:

  • Дистанционное образование: структура, методология, подготовка   кадров, правовые аспекты и 

  • Электронные библиотеки для образования

Хочу обратить ваше внимание на то, что результаты проведенных в рамках международных проектов исследований легли в основу ряда национальных пилотных проектов по дистанционному обучению в Вашем регионе, начало которым было положено Институтом по просьбе стран Центральной Азии, государств-участников СНГ.

 В частности, это проекты:

  • “Дистанционное обучение для сельских школ” (Казахстан);

  • “Применение дистанционных методов обучения в образовании” (Кыргызстан);

Эти проекты предусматривают осуществление прикладных исследований, но главное – имеют практическую направленность и нацелены на совершенствование образовательного процесса с применением новых технологий.

Названные пилотные проекты предназначены для того, чтобы инициировать деятельность в избранном направлении, отработать локальную модель и методы работы, которые могут быть распространены как по всей стране, так и в других странах и регионах.

Институт выделил финансирование для разработки методики, проведения исследования и последующей подготовки статистического обзора по теме «Дистанционное обучение в странах СНГ: Мониторинг потребностей и возможностей». Представляется, что дистанционное обучение становится все более актуальным для Содружества и его отдельных участников, и необходимость его активного использования уже не требует доказательств. Необходима фактическая оценка состояния дел в этой области, и Институт берется за эту задачу, рассчитывая на ваше содействие и на сотрудничество со специалистами ваших стран. Только в совместной работе мы можем получить истинную картину и добиться практически значимых для стран результатов. 

Хочу также обратить ваше внимание на то, что в настоящее время Институт подготовил к изданию  «Руководство по подготовке персонала для дистанционного обучения» в семи частях, на русском языке, которое, надеемся вызовет ваш интерес и станет полезным в развитии систем дистанционного образования государств-участников СНГ.

Следует назвать еще одну важную для стран СНГ работу в сфере дистанционного обучения, к выполнению которой Институт приступил. По уже упоминавшейся приоритетной сквозной тематике ЮНЕСКО начала ряд проектов, среди них – проект под названием «Высшее открытое и дистанционное образование: база данных для лиц, ответственных за принятие решений». Наш Институт выступает одним из соисполнителей проекта, и уже на предпроектном этапе провел исследование потребностей в такой базе данных в странах СНГ. К работе были привлечены специалисты Кыргызстана, Российской Федерации и Украины, осуществившие предварительное исследование по всему Содружеству.

Результатом проекта ЮНЕСКО должно стать создание базы данных, которую смогут использовать лидеры систем образования всех уровней, решая вопросы открытого и дистанционного образования, будет подготовлено и руководство по использованию этой базы данных. Следует отметить, что этот проект носит не региональный, а международный характер, и база данных, соответственно, будет включать все лучшие мировые достижения в этой области.

Понимая важность возникающих задач, ИИТО ЮНЕСКО регулярно организовывает практические семинары по проблемам  использования ИКТ в образовании.  В частности, в последние годы был  проведён ряд семинаров по проблемам дистанционного обучения ( г. Алматы,  Бишкек и Киев ) и  запуску в действие национальных проектов в Республиках СНГ с участием представителей  систем образования этих стран.

Институт регулярно распространяет издания или научные и методические материалы в примерно 400 организаций во всех государствах-членах ЮНЕСКО и, прежде всего, в национальные комиссии по делам ЮНЕСКО, национальные опорные пункты по сотрудничеству с Институтом.

Более полную информацию о программной деятельности Института, его публикациях, проводимых и планируемых научных и учебных семинарах можно найти на Web-сайте Института.

Для продолжения проекта ЮНЕСКО «Усиление развития  сетей дистанционного образования в Центральной Азии»  и решения проблем ДО в Центральной Азии необходимое финансирование предстоит изыскивать  в самих странах и в различных фондах.

В ЮНЕСКО существует отработанная процедура привлечения  средств   для реализации национальных программ, в том числе по образованию, и Институт готов содействовать в поисках путей развертывания работ, которые окажутся наиболее успешными.

В 2003 году для стран Африки  ЮНЕСКО уже выделило ИИТО внебюджетное финансирование для реализации проекта «ИКТ в дистанционном образовании» по программе ЮНЕСКО «Образование для всех».

Для стран Юго-Восточной Европы  в этом году  Японский трастовый фонд также выделил финансирование на развитие  работ по использованию  ИКТ в образовании.

Для государств Центральной Азии ИИТО ЮНЕСКО в начале года разработал субрегиональный проект « Совершенствование систем оьразования  государств  Центральной Азии-участников СНГ на основе применения ИКТ».

Мы надеемся, что Ваше обращение в Штаб-квартиру ЮНЕСКО на получение финансирования от ЮНЕСКО  для Центральной Азии по этому проекту будет удовлетворено.

Уважаемые участники Круглого стола, Институт ЮНЕСКО готов к сотрудничеству со всеми организациями и странами  в области, связанной с применением информационных и коммуникационных технологий в системе образования государств-участников СНГ, сделав их достоянием всех государств-членов ЮНЕСКО. 

Именно только через сотрудничество международное сообщество сегодня в состоянии ответить на те вызовы, которые ставит перед ним Информационное общество

          Спасибо за внимание.

ОБЩАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
МЕРОПРИЯТИЯ
ДОКУМЕНТЫ
ODL САЙТЫ