ENG | RUS

home

КАЗАХСТАН  |  КЫРГЫЗСТАН  |  ТАДЖИКИСТАН  |  УЗБЕКИСТАН

Виртуальные конференции: анализ опыта участия и организации

Е.Г.Гаевская, Международный Совет по Научным Исследованиям и Обменам (IREX) 

Цель этой публикации заключается в том, чтобы ознакомить научных работников и преподавателей с опытом участия автора в виртуальной конференции (ВК) во время стажировки в США. Также автор делиться опытом проведении такой конференции в Казахстане и выводами, сделанными при сопоставлении этих конференций.

«Американская» конференция было организована Джимом Шимабукуро (Jim Shimabukuro) и Бертом Кимурa (Bert Kimura), сотрудниками University of Hawaii в 2000 г. В ней принимали участие преподаватели Университетов США и грантеры академических программ, финансируемых праительством США. Эта конференция произвела  большое впечатление на участников, так как многие из них впервые получили возможность  осознать, какие реальные перспективы дает Интернет людям, занимающимся исследовательской и преподавательской деятельностью.  Естественной была попытка перенесения полученного опыта на отечественную почву. Осенью и зимой 2001 года эта идея была реализована как один из проектов Программы Расширения Доступа к Интернет (IATP), администрируемой Международным Советом по Научным Исследованиям и Обменам  (IREX).

По определению организаторов гавайской конференции, виртуальная конференция (ВК - далее) это мероприятие, способствующее повышению квалификации научных работников и преподавателей, которое проводится полностью через Интернет. Такие конференции достаточно  новы  в жизни научных  сообществ не только в странах СНГ, но и в Странах Запада. Наиболее распространена практика разработки вебсайтов для проведения конференций, проходящих в традиционном формате. Специфика описываемой конференции в том, что она не имеет face to face (F2F)  фазы и полностью проводится посредством Интернет.

Описывать ВК проще, сравнивая ее с традиционной конференцией. Также как ее F2F двойник виртуальная конференция проходит по расписанию в режиме реального времени. Она имеет дату начала и закрытия. Она также включает такую деятельность как чат, который начинается и заканчивется в определенное время. Однако в отличие от традиционной конференции F2F  (1) не связана с определенными географическими координатами; (2)не требует физического присутсвия участников; (3) предоставляет неограниченные возможности для взимодействия с участниками, выступающими  на пленарных и секционных заседаниях гостями и организаторами конференции; (4)имеет больше возможностей для сохранения материалов, то есть материалы большинства, если не всех дискуссий, проводимых посредством различных Интернет сервисов, могут быть записаны для того, чтобы прсмотреть их в будущем; и (5)не имеет временных границ, то есть презентации и форумы доступны в любое время, когда участник начинает работу с ними.

Проведение ВК на Гаваях проходит в соответствии с процедурой, сложившейся втечениепяти лет. Конференция  начнается с сессии «преконференция» за неделю или две до открытия ВК. Суть ее заключается в том, чтобы обучить участников навыкам использования технологий, на которых базируется работа ВК. Всем зарегестрированным участникам и презентерам рекомендуется присоединениться к этой деятельности. В процессе  воркшопов они изучают навыки, позволяющие  участвовать в чатах, форумах, виртуальных круглых столах и т.п. Это позволяет попрактиковаться в деятельности тих сервисов. Организаторы ВК в течение рабочего дня отвечают на вопросы, дают необходимые разъяснения. В дополнение к этим  «активным сессиям» участники имеют возможность присоединится к «листу помощи», посвященному каждому из сервисов, посредством которых осуществляется конференция. Эти списки формируются экспертами (волонтерами из числа участников конференции).

В течение недели, предшествующей конференции  открывается специальная страница вебсайта (http://leahi.kcc.hawaii.edu), которая содержит презентации, она защищена паролем. В процессе регистрации участников происходит «распределение участников по секциям» посредством опроса  о том, какая презентация представляет для них больший интерес. Каждое сообщение связывается со специальным листом расылки, который предоставляет участникам возможность обсуждать идеи, изложенные в презентациях. Каждый презентер также включен в расписание пятнадцатиминутных сессий чатов, проходящих в  течение трех дней конференции. В течение этих сесий участники « встречаются и разговаривают»  с авторами презентаций.

Открытие конференции начинается с официального приветствия, которое происходит в назначенное  время на форуме конференции. В дальнейшем форум станет одним из основных средств проведения конференции.

Важным направлением деятельности каждого дня конференции являются сессии чатов, предназначенных для того, чтобы выступающие и участники могли пообщаться друг с другом в реальном времени. Каждый участник конференции выбирает пятнадцатиминутный отрезок времени в течение одного дня трехдневной конференции. В отведенное время докладчик и заинтересованныые участники «приходят» в соответсвующую чатрум, чтобы начать дискуссию. Насколько это возможно сессии планируются так, чтобы чтобы они не совпадали. Однако часто одновременно проводится больше чем одна сессия одновременно, так как количество докладчиков превышает количество временных отрезков.

За пять лет работы конференции организаторы расширяют инструментарий конференции, что увеличивает интерактивные возможности ВК. Первая ВК в Гавайским Университете была организована в 1990 г. и основной технологией, которая использовалась для ее проведения, была электронная почта. С 1995 года стали использоваться вебстраницы и чаты. Затем стали использоваться дополнительные форумы. Это листы расылки, посвященные специальным темам или спорным вопросам, связанным с темой конференции. Координируют работу этих форумов волонтеры из числа зарегистрированных участников. Участники имеют возможность присоединиться к такому количеству форумов, к какому он пожелает. Например в 2000 г. в течение трех дней конференции список людей, заинтересованных в живой дискусии, включал 316 человек,которые обсуждали 19 тем: от возможностей мошенничества в онлайн классе до методики  обучения истории. «Творческие группы», возникшие в таких группах, часто существуют долгое время после закрытия конференции. Чтобы  участники могли продолжить свои дискуссии, организаторы сохраняют необходимые страницы и листы рассылки так долго, как это нужно участникам.

В 1999 г. в Гавайской ВК появился виртуальный круглый стол. Также как открытый форум, он предназначен для того, чтобы предоставить участникам возможность обменяться взглядами в реальном времени. Чтобы позволить участникам из разных временных зон принять участие в круглом столе,  назначается несколько круглых столов по одной тематике в разное время. Участники находят на доске объявлений темы обсуждений, их время и адрес чатрума. Во время, указанное в расписании, они заходят в чатрум  и их имена появляются на листе учатников чатрума. Они могут просто читать материалы дискуссии,  могут принять участие  в диалоге, напечатав и отправив свои комментарии. На экране появятся их имена и напечатанные ими заметки.

В 2000-м впервые была использовна такая форма работы как электронный панель-форум, характерной чертой организации которого было приглашение спикеров, которые представляли разнообразные ракурсы рассматриваемой темы. Участники конференции имели возможность присоединиться к этому списку. Доктор Кимура, со-руководитель конференции и директор Kapiolani Community College Educational Media Center, пригласил руководителей и экспертов высказаться по вопросу эффективности представления кратких сообщений на общий форум. Другие участники панельной дискуссии а позже все участники прислали свои  «отзывы на эти отзывы». В результате был получен эффективный обмен мнениями, позволивший усовершенствовать работу общего форума.

Другим направлением  деятельности были виртуальные туры по Гаваям и виртуальное кафе. Туры  предназначались для того, чтобы дать участникам конференции представление о месте проведения конференции. Виртуальное кафе это чатрум, который был открыт в течение трех суток, пока проходила конференция. Участники могли «заглянуть» в него в свободное время, чтобы встретиться с другими уастниками, обсудить рабочие вопросы,познакомиться поближе, просто поболтать.

Анализ участия в виртуальной конференции позволил автору прийти к ряду выводов. Основной – вряд ли имеет смысл сравнение конференций, проводимые в виртуальном и традиционном формате. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы. Среди преимуществ виртуальной конференции можно назвать доступ к материалам конференции; возможность лучшего распределения своего времени участниками; увеличение возможностей для общения; возможность не прерывать ежедневную  работу;  дешевизна участия.

С  точки зрения автора наибольшее впечатление производят возможности  для развития  професиональных контактов. В процессе конференций, проходящих в традиционнм формате, мы никогда не надеемся встретиться со всеми участниками или посетить все презентации. В ходе виртуальной конференции это возможно при наличии времени, желания, и т.п. В традиционных конференциях основные докладчики недоступны для большинства участников. Однако в онлайновых конференциях участники, прочитав выступления спиекров и их биографии, бывают лучше подготовлены к работе в конференции и следовательно более эффективно строят свое общение с коллегами.

Очевидно, что одним из условий успешность научной деятельности является расширение возможностей инфоромационного обмена и научных дискуссий. Поэтому одним из наиболее эффективных направлений по распространению професионального опыта, полученного в США, автор считает предоставление  научной общественности СНГ возможностей участия в таких конференциях. Наиболее благодарной в этом смысле аудиторией являются специалисты, прошедшие стажировку за рубежом. Причин тому несколько, во-первых они имеют доступ к Интернету, во-вторых у них достаточно неплохо развиты базовые навыки использования компьютеров и Интернет, наконец они заинтересованы в развитии своих «западных контактов», что эффективнее всего осуществляется именно виртуальными методами. Кроме того, научные работники, стажировавшиеся за рубежом, являются «носителями информации» о современных методиках информационного обмена в научном сообществе. Следовательно со временем они смогут организовывать аналогичные мероприятия в своих университетах.

Однако в силу ряда причин  имеются серьезные препятсвия на пути развития ВК в Центральной Азии. Среди наиболее часто  упоминающихся -  дороговизна Интернета, отсутствие компьютерного парка в научных учреждениях и компьютеров на дому у научных работников. Эти причины, безусловно, нельзя не признать важными.  Однако наши исследования показывают, что эти проблемы в значительной степени преувеличены. 73% вузов Казахстана имеют компьютерные парки, превышающие 50 машин. Такой статистики по частным пользователям, к сожалению, нет. Однако опросы, которые проводятся в рамках переписи населения в 1999 г., позволяют сделать вывод, что около 35% населения Казахстана имели компьютеры, 38% из них использовалась в образовательных целях и  29% были подключены к Интернет. Очевидно, что эти цифры имеют тенденцию к увеличению.

Не менее серьезной проблемой, на наш взгляд является отсутствие разработанной процедуры проведения виртуальных конференций. Разработка упомянутой процедуры стала основной целью проведения Первой виртуальной конференции выпускников Программ, финансируемых Правительством США.

В качестве средства для проведения конференции мы  использовали сайт www.iatp.kz. В рубрике «Publications» были размещены статьи участников конференции, в рубрике services/chat были организованы сессии чатов.

За месяц до конференции на сайте был размещен аннонс о проведении конференции. Учитывая основную цель конференции, мы предложили потенциальным участникам работу по следующим секциям:  (1)Продожение исследования, начатого в США; (2) Возникновение и развитие виртуального сообщества в Казахстане; (3) Возникновение и развитие ассоциаций выпускников Программ, финансируемых Правительством США; (4) Впечатления от стажировки – Советы организаторам.

Организация и проведение Конференции включало следующие этапы:

  • Аннонсирование

  • Предоставление публикаций

  • Выявление публикаций, наиболее интересных для участников конференции

  • Обсуждение выбранных публикаций

  • Закрытие конференции

  • Публикация материалов конференции

  • Презентация и распространение материалов по Казахстану

Нами были получены более 80 публикаций, из которых наиболее интересными были признаны 37. В процентном отношении количнество публикаций распределялось следующим образом: секция №1 82%; №2 – 9%;  №3 – 8%; №4 – 1%.

Конференция была открыта 12 октября и закрыта 21 декабря 2001 г. 

Основными технологиями, которые мы использовали были электронная почта и чаты. Основные проблемы, с которыми мы столкнулись были связаны с отсутствием у коллег навыков работы в виртуальной конференции. Поэтому первый  месяц ушел на тренинги. Однако в конце ноября- декабре 2001 развернулись реальные дискуссии о путях реализации исследований, которые были проведены в университетах США.  На чате, где закрывалась Конференция, участники приняли резолюцию о том, что конференция была успешной и ее опыт нуждается в тиражировании, также они выразили заинтересованность в проведении Второй Виртуальной конференции. По итогам Первой Конференции выпущен сборник материалов.  В 2003 мы планируем провести Вторую Конференцию, учитывая уроки предыдущей и развивая ее успехи. 

Список информационных ресурсов

Сведения об авторе:
Елена Георгиевна Гаевская; Международный Совет по Научным Исследованиям и Обменам (IREX); Руководитель по Казахстану Программы Расширения Доступа и Обучения Интернет (IATP); кандидат педагогических наук; e-mail: iatpkzcc@irex.kz 

ОБЩАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
МЕРОПРИЯТИЯ
ДОКУМЕНТЫ
ODL САЙТЫ