ПРОЕКТ:
Информационные и
коммуникационные технологии в
дистанционном образовании
государств Центральной Азии -
участников Содружества
Независимых Государств
1.
Обоснование проекта
Особое
значение в деятельности
ЮНЕСКО в области образования
придается использованию ИКТ для
развития дистанционного
образования.
Для
обеспечения высокого уровня
образования, приоритет отдается
подбору и подготовке
соответствующего количества
высококвалифицированных
преподавателей, инструкторов/тренеров,
администраторов и руководителей.
Всемирный
форум по образованию (Дакар, 2000 г.)
принял «Дакарские рамки действий»,
которые идентифицировали
основные цели программы «Образование
для всех» (ОДВ) и средства их
достижения. Правительства,
организации, агентства, группы и
ассоциации, представленные на
Форуме, заверили, что помимо
выполнения всех других
обязательств, будут активно
использовать новые
информационные технологии и
коммуникации для достижения
целей ОДВ.
Значительные
усилия ЮНЕСКО направлены на
решение международных задач по
преодолению разрыва в области
цифровых технологий,
возможностям доступа к знаниям и
ИКТ, последствия которого
затрагивают гражданское общество,
соответствующие
профессиональные круги и
наиболее обездоленные регионы
мира. Вклад новых информационных
и коммуникационных технологий в
развитие образования, науки и
культуры, подготовка и
переподготовка
преподавательских кадров в
области использования ИКТ в
образовании, дальнейшее развитие
дистанционного образования были
включены в программную
деятельность ЮНЕСКО на 2002-2003 годы
(31С/5: 01005, 01006, 01112, 01215, 01224) в
качестве основных тем.
Предлагаемая
к рассмотрению программа
Информационные и
коммуникационные технологии в
дистанционном образовании
ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ -УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ
ГОСУДАРСТВ будет способствовать
решению стоящих перед странами
Центральной Азии СНГ задач по
совершенствованию их систем
образования.
Страны
Центральной Азии -участницы
ПРОГРАММЫ: Казахстан,
Кыргызстан, Таджикистан,
Узбекистан.
2.
Цели проекта
Развитие,
на базе мирового опыта применения
ИКТ в дистанционном образовании,
научного и образовательного
потенциала стран СНГ посредством:
-
использования
специализированного
обучающего курса «ИКТ в
дистанционном образовании»,
разработанного ИИТО для
руководителей, принимающих
решения в области образования,
для подготовки и
переподготовки методистов,
преподавателей, руководителей
педагогических институтов
подготовки и переподготовки
преподавателей,
преподавателей,
осуществляющих переподготовку
и повышение квалификации
преподавателей, в
институтах профессионального
образования;
-
использования
специализированного курса ИИТО
«Основы деятельности тьютора»
для подготовки и
переподготовки тьюторов для
системы ДО.
Определения
потребностей стран СНГ в области
использования ИКТ в
дистанционном образовании,
создания соответствующей базы
знаний и подготовка персонала по
его использованию.
Стимулирования международного
сотрудничества в образовании и
обучении.
3.
Вклад ИИТО
-
Разработанный
ИИТО аналитический обзор
Дистанционное образование для
информационного общества:
политика, педагогическое и
профессиональное развитие.
-
Рекомендации
совещаний экспертов ИИТО и
семинаров, проведенных в
государствах-членах ЮНЕСКО.
-
Специализированный
курс ИИТО Информационные и
коммуникационные технологии в
дистанционном образовании.
-
Хрестоматия
к специализированному курсу
ИИТО Информационные и
коммуникационные технологии в
дистанционном образовании
-
Специализированный
курс Основы деятельности
тъютора.
-
Методическое
пособие ИИТО Дистанционное
образование в странах СНГ:
-
Мониторинг
образовательных потребностей и
перспектив.
-
Методическое
пособие ИИТО Интернет в
образовании.
-
Информационная
система ИИТО по информационным
технологиям в образовании - www-портал,
включающий веб-сайт, базу
данных и профессиональные
сетевые интерактивные
инструментальные средства.
4.
Содержание проекта
-
Изучение
современного состояния и
тенденций развития
дистанционного образования в
странах Центральной Азии СНГ.
-
Проведение
учебных сессий на базе
специализированного курса ИИТО
ИКТ в дистанционном
образовании для обучения
персонала (учителя,
преподаватели, тьюторы,
методисты и другой
образовательный персонал,
работающий в области ДО).
-
Проведение
учебных сессий на базе учебного
курса ИИТО Основы деятельности
тъютора.
-
Проведение
учебных сессий Дистанционное
образование в странах
Центральной Азии : Мониторинг
образовательных потребностей и
перспектив.
5.
Основные ожидаемые результаты
-
Укрепление
национальных систем
образования и формирование
единого образовательного
пространства стран СНГ
посредством подготовки и
переподготовки преподавателей,
методистов, другого персонала,
работающего в системе ДО.
-
Публикация
и распространение
исследовательских данных,
касающихся эффективности,
влияния и педагогической
адекватности в применения ИКТ в
дистанционном образовании в
странах Центральной Азии .
-
Мониторинг
опыта применения ИКТ в
дистанционном образовании в
странах Центральной Азии СНГ и
предоставление этих
результатов для использования
в странах СНГ.
-
Подготовленный
персонал, работающий в
области дистанционного
образования.
6.
Внешние факторы, принимаемые во
внимание
Страны
СНГ не являются
однородными, как в области
использования дистанционного
образования, так и в области
использовании ИКТ в образовании и
обучении. Различия между странами
СНГ остаются значительными.
Сближение политики государств (по
крайней мере, в образовательном
секторе) дают надежду на то, что
разрыв между более передовыми и
менее развитыми странами в этой
области может сократиться по мере
развития ДО.
До
сих пор политика стран СНГ по
отношению к дистанционному
образованию и ИКТ признавалась
успешной. Однако сегодня
требуется принятие совершенно
новых мер для стимулирования
идущих «снизу вверх» инициатив в
образовательной среде, принятие
долгосрочных программ по
развитию ДО и расширение в этой
сфере сотрудничества между
государствами.
7.
Особые положения
-
Адаптация
специализированного учебного
курса ИИТО ИКТ в
дистанционном образовании, для
нужд стран Центральной Азии СНГ.
-
Мониторинг
опыта применения ИКТ в
дистанционном образовании в
странах СНГ и предоставление
полученных результатов для
использования в странах СНГ.
-
Обмен
международным опытом в области
использования ИКТ в
дистанционном образовании.
8.
Временные рамки
Мероприятия |
Результат |
Длительность* |
Проведение
учебной сессии в области
подготовки тьюторов (4 сессии в
течении 2004-2005 гг.) |
Учебные
сессии |
16
месяцев |
Исследование
потребностей стран ЦА СНГ в
области использования ИКТ в ДО
(2 обследования по 4 странам) |
Результаты
исследования |
6
месяцев |
Учебные
сессии по овладению методикой
исследования потребностей в
области использования ИКТ в ДО
(2 сессии) |
Учебные
сессии |
2
месяца |
Проведение
учебной сессии по
использованию ИКТ в
дистанционном образовании (2
сессии) |
Учебные
сессии |
12
месяцев |
|
|