ODL в
Центральной Азии
результаты проекта
«Усиление
развития сетей дистанционного
образования в Центральной Азии»
Разработал:
Гребнев В.В., Опорный пункт ИИТО
ЮНЕСКО в Кыргызстане
1.
Нормативно-правовая база Open and
Distance Learning (ODL)
1.1.
Стандартная терминология ODL
1.1.1.
Глоссарий базовых терминов и
понятий, описывающих предметную
область ODL (утвержденный,
действующий, примерный, проекты,
варианты и пр.)
1.1.2.
Работы по стандартизации
терминологии ODL (приказы,
рабочие группы, конференции,
совещания, форумы, предложения
для обсуждения)
1.2.
Нормативно-правовая база
деятельности образовательных
учреждений, реализующих ODL
1.2.1.
Нормативно-правовая база
лицензирования образовательных
учреждений ODL (национальное
законодательство, региональное
законодательство, подзаконные
акты национального правительства,
подзаконные акты национального
органа управления образованием,
подзаконные акты региональных и
местных органов управления
образованием)
1.2.2.
Нормативно-правовая база
аттестации образовательных
учреждений ODL (национальное
законодательство, региональное
законодательство, подзаконные
акты национального правительства,
подзаконные акты национального
органа управления образованием,
подзаконные акты региональных и
местных органов управления
образованием)
1.2.3.
Нормативно-правовая база
аккредитации образовательных
учреждений ODL (национальное
законодательство, региональное
законодательство, подзаконные
акты национального правительства,
подзаконные акты национального
органа управления образованием,
подзаконные акты региональных и
местных органов управления
образованием)
1.2.4.
Разработка нормативно-правовой
базы деятельности
образовательных учреждений,
реализующих ODL (решения о
разработке нормативной базы ODL,
головные организации, группы
разработчиков, проекты
перспективных образовательных
стандартов, других нормативных
документов, советы и форумы для
обсуждения проектов)
1.3.
Распорядительны документы в
области ODL
1.3.1.
Решения, постановления органов
государственной власти (Президент,
Правительство)
1.3.2.
Решения коллегий, приказы и
распоряжения национальных
Министерств и ведомств
1.3.3.
Решения, приказы и распоряжения
региональных органов управления
образования
1.4.
Стандарты в области
информационных образовательных
технологий
1.4.1.
Международные стандарты в сфере
технологий обучающих
информационных систем: (думаю
можно для исключить для
Кыргызстана и Казахстана - сделаю
самостоятельно)
-
(International
Standards Organization/International Electrotechnical
Committee, Joint Technology Committee 1, Information
Technology)
-
(Institute
of Electrical and Electronic Engineers, Project 1484,
Learning Technology Standards Committee) -
аккредитованный IEEE комитет по
стандартизации обучающих
технологий
-
IMS
Global Learning Consortium) - американский
проект
-
(Alliance
of Remote Instructional Authoring and Distribution
Networks for Europe) - проект
Европейского Союза
-
(Department
of Defense Advanced Distributed Learning) -
организация американского
Департамента Обороны
-
(Aviation
Industry CBT Committee)
-
(European
Committee for Standardization (CEN), Information Society
Standardization system (ISSS), Learning Technology (LT)
Workshop)
-
(PROmoting
Multimedia access to Education and Training in EUropean
Society))
-
(Getting
Educational Systems Talking Across Leading-edge
Technologies)
-
(Gateway
to Educational Materials)
-
Другие
1.4.2.
Национальные стандарты в сфере
технологий обучающих
информационных систем
2.
Информационно-аналитическое
обеспечение ODL
2.1.
Маркетинг ODL
2.1.1.
Исследования потребностей
населения в ODL (данные
мониторинга проводимого ИИТО)
2.1.2.
Исследования возможностей
населения по использованию услуг
ODL (финансовые, технические,
социо-культурные, информационные)
(данные мониторинга проводимого
ИИТО)
2.1.3.
Исследования предложения услуг ODL
на национальном рынке
образовательных услуг
2.1.4.
Исследования и разработки
маркетинговой политики на рынке
услуг ODL
2.2.
Информация о действующих в стране
организациях ODL
2.2.1.
Образовательные учреждения ODL (вузы,
распределенные университеты,
специализированные структуры)
2.2.2.
Научные и информационные
организации ODL (НИИ,
информационные центры)
2.2.3.
Общественные организации ODL (ассоциации,
партнерства, проекты и пр.)
2.2.4.
Специализированные фирмы в
области ODL (консалтинг, технологии,
разработка контента, подготовка
кадров и пр.)
2.3.
Мониторинг качества ODL
2.3.1.
Критерии оценки качества ODL (официально
принятые, используемые,
разрабатываемые)
2.3.2.
Организация мониторинга качества
ODL в образовательных учреждениях
и в региональных образовательных
структурах
2.3.3.
Рейтинги образовательных
учреждений ODL
2.4.
Типовые проекты, примеры и
образцы технических и
организационных решений в
области ODL (типовые проекты,
примеры и образцы курсов ДО,
виртуальных лабораторных
практикумов, практикумов
удаленного доступа, других
образовательных ИР,
университетских и корпоративных
виртуальных сред для организации
образовательной деятельности,
аппаратно-программных комплексов
вуза, его представительств,
центров доступа, мобильных
учебных комплексов, ресурсных
центров и т.п.)
2.5.
Экономика ODL
2.5.1.
Методики и примеры расчета
затрат (на разработку, создание,
сопровождение и эксплуатацию
учебного контента, аппаратно-программных
комплексов,
телекоммуникационных узлов и
сетей, лабораторной базы,
производственных мощностей,
на подготовку, переподготовку,
содержание и командирование
кадров, на организацию и
управление системами ODL)
2.5.2.
Справочные расценки (на готовую
продукцию, комплектующие, работы
и услуги в области ODL)
2.6.
Обмен информацией и опытом в
области ODL
2.6.1.
Специализированные
периодические издания (печатные,
электронные)
2.6.2.
Конференции, телеконференции,
семинары и выставки в области ODL (в
республике)
2.6.3.
Библиография ODL (печатная,
электронная)
3.
Организация и управление
системами ODL
3.4.
Национальные и региональные
государственные органы
управления ODL (министерства,
ведомства, их подразделения)
3.5.
Государственно-общественные
органы управления ODL (специализированные
советы министерств и ведомств,
региональных органов
управления и т.п.)
3.6.
Перспективные планы и концепции
развития ODL в стране
3.7.
Программы и проекты в области
ODL
3.7.1.
Национальные
3.7.2.
Региональные
3.7.3.
Корпоративные
3.7.4.
Проекты развития ODL отдельных
учреждений, фирм и т.п.
3.7.5.
Международные (в которых
принимает участие данная страна)
3.8.
Развитие партнерства и
кооперации в области ODL (соглашения
между образовательными
учреждениями, частными и
государственными корпорациями,
органами власти и управления,
службами занятости, другими
субъектами, включение в
международное сотрудничество)
4.
Научно-методическое обеспечение
ODL
4.1.
Исследования и разработки в
области дидактики и эргономики
ODL
4.2.
Модели организации учебного
процесса в системе ODL
4.2.1.
Модели организации учебного
процесса в отдельном
образовательном учреждении ODL (модели
применения ИКТ, дистанционной
образовательной коммуникации,
гибкое учебное планирование,
вариативные образовательные
программы, системы качества и пр.)
4.2.2.
Модели организации
распределенного учебного
процесса и объединениях
образовательных учреждений (модели
договорно-правовой базы,
применения ИКТ, дистанционной
образовательной коммуникации,
распределенных образовательных
ресурсов, гибкое учебное
планирование, вариативные
образовательные программы,
система качества и пр.)
4.3.
Разработка новых поколений
образовательных технологий и
образовательных ИР
4.3.1.
Исследования и разработки
средств перспективных
образовательных технологий
4.3.2.
Научно-методические рекомендации
для разработки образовательных
ИР и технологий (мультимедийных
интерактивных учебных и
методических пособий и
материалов, электронных
библиотек, лабораторий
удаленного доступа и пр.)
5.
Образовательные информационные
ресурсы (ИР) ODL
5.1.
Национальная система регистрации,
сертификации, рекомендации
образовательных ИР (органы
регистрации и сертификации,
порядок и нормативная база,
каталоги, кадастры, БД
зарегистрированных,
сертифицированных,
рекомендованных образовательных
ИР)
5.2.
Общедоступные образовательные ИР
ODL (образовательные порталы,
электронные библиотеки,
электронные справочники и
энциклопедии, курсы лаборатории и
практикумы и т.п.)
5.3.
Условно доступные (платные,
ограниченно доступные)
образовательные ИР ODL (образовательные
порталы, электронные
библиотеки, электронные
справочники и энциклопедии, курсы
лаборатории и практикумы и т.п.)
6.
Технологическое и материально-техническое
обеспечение ODL
6.1.
Состояние и планы развития
аппаратно-программной базы ODL (в
образовательных учреждениях, их
филиалах, представительствах,
центрах коллективного доступа,
мобильных учебных комплексах и т.п.)
6.2.
Состояние и планы развития
специализированного
программного обеспечения ODL в
образовательных учреждениях (программные
средства разработки и реализации
курсов ДО, лабораторных
практикумов, виртуальных сред
учебных заведений и т.п.)
6.3.
Состояние и планы развития
телекоммуникационной
инфраструктуры сферы образования
(собственные сети системы
образования, провайдеры и
коннективность в регионах и
вузах)
6.4.
Состояние и планы развития
производственных мощностей и
площадей системы ODL (студии аудио
и видеозаписи, отделы
программирования и дизайна,
типографии, отделы комплектации
кейсов, склады, система
доставки)
7.
Кадровое обеспечение ODL
7.1.
Квалификационные требования к
персоналу систем ODL (разработчики
контента, тьюторы, администраторы,
технический персонал,
специалисты органов управления
образованием)
7.2.
Рекомендованные программы
обучения и повышения
квалификации штата
образовательных учреждений для
обеспечения его работы в
условиях ODL
7.3.
Методические материалы, средства
обучения и контроля качества
подготовки персонала систем ODL
7.4.
Базы данных по кадрам систем ODL
7.4.1.
БД course teams
7.4.2.
БД тьюторов
7.4.3.
БД администраторов
|